вторник, 12 июня 2012 г.

О школьных проблемах

Из разговоров с родителями:

«В школе одни проблемы»

«Ребенок учит, а в результате все равно одни тройки»…

«Сидит, мечтает на уроке, ничего ему не надо»

«Русский хорошо, а с математикой бьемся и результатов ноль (также наоборот)»…

Начинаем разбираться, и каждый раз видишь одно и то же. У ребенка нормальный интеллект, но учиться реально не может из-за недоразвития отдельных функций.

Например, у меня была девочка на приеме, которая заканчивает школу, претендует на медаль. Но с русским жуткие проблемы – много ошибок. Хотя тесты делает легко. Но если сама пишет – стреляться можно. Репетиторы – с первого класса. Спрашиваю, кто-нибудь к логопеду направлял? Говорит никто никогда. А здесь чисто логопедическая проблема. Решается занятиями логопеда в течение трех – шести месяцев. И все! Что было мучаться столько лет?

Обидно, что все эти проблемы при грамотной и вовремя проведенной диагностики решаются довольно быстро. И уже устаешь реагировать на искреннее удивление родителей: «Все было ведь нормально!» и «Нам никто никогда не говорил, что у нас ММД, логопедические нарушения, невроз, депрессия и т.д.».

И никто не скажет, потому что в школе практически ни один педагог не знает о существовании такого рода проблем и как они проявляются. Это если на уроке ребенок буянит – тогда да, проблема, надо к специалисту вести (хотя многие из таких детей вполне здоровы, бунтуют просто против чего-нибудь). Бывает очень жалко ребенка, которому просто вовремя не оказали грамотную помощь.

Хочется чтобы знали статистику – около половины детей имеют ту или иную проблему развития, которая может сказаться уже в средних, а то и в старших классах. Родители часто тратят деньги на репетиторов, толку ноль, не подозревая, что здесь в первую очередь нужна помощь психолога, логопеда, дефектолога, а иногда и невролога, психиатра. Если вовремя провести коррекционную работу, репетиторы оказываются иногда или не нужны, или нужны в меньшем объеме.

Приходится сталкиваться еще и с тем, что реальная статистка по проблемам детского развития отчего то либо замалчивается, либо попросту не доходит до тех, кому она реально нужна – педагогам, родителям. Когда в городе обсуждалось закрытие специализированных классов коррекции и речевых школ, также было высказано мнение, что потребности в таких учебных заведениях в городе нет, так как в городе якобы очень мало детей с логопедическими проблемами, как почти нет детей с ММД, с нарушениями познавательных процессов. То есть само наличие детей с различными особенностями развития отрицается. Вследствие такой позиции, учителя не подозревают о том, что неграмотность ребенка может быть вызвана логопедическими проблемами, а невнимательность, возбудимость, «избалованность» может быть связана с депрессивным состоянием. И в итоге родители не знают, как помочь ребенку в адаптации к школе, педагог не знает, как ему быть с «непонимающими» учениками, сами дети не понимают, что с ними  происходит и как им справляться со своей «неуспешностью».

Если эта тема кого то волнует, то откликнитесь, можно обсудить более подробно в дальнейшем. Если есть вопросы, которые можно заочно прояснить – отвечу.

5 комментариев:

  1. Здравствуйте Ольга Ивановна. У меня клиент - проблемный ребенок (13 лет), т.е. уже подросток. С первого класса у него плохое поведение, а вдальнейшем и полная неуспеваемость (оставался на второй год в 6 классе). Его поведение, наверное можно назвать ассоциальным: убегает из дома, имеет друзей карманных воров, прогуливает школу (т.е. вообще ее не посещает), по всем предметам имеет двойки. Родители: отец алкоголик, но с ним мальчик общается, мать не пьет, работает. Мальчик проходил обследование у психиатра, но диагноза никакого поставлено не было, проходил ПМПК, со слов матери написал диктант хорошо и решил практически все примеры (до этого говорили о пед. запущенности). С чего начать работу с таким ребенком? Подскажите пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте! Как всегда, начинать с хорошей и подробной диагностики. В первую очередь диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей. Необходимо посмотреть как по различным диагностическим тестам, так и в процессе общения (лучше за несколько встреч). Есть ли психопатический радикал, какие формирует отношения, какие ценности, что чувствует по отношению к конкретным людям (родители, близкие, друзья). Иногда гиперактивность может проявляться как антисоциальное поведение. Если видно, что отношения более менее сохранны, можно надеяться на некоторый успех работы.
    Диагноза поставлено не было - в смысле мать не знает (не сказали)или он здоров действительно? И почему мама лишь сейчас обратилась к психологу, психиатру, если он с первого класса себя так ведет? Диагноз важен, так как в зависимости от него стратегии работы могут сильно отличаться (при одинаковых внешне проблемах). Конечно с таким букетом проблем надо смотреть все, много работы с мамой будет.
    Что касается познавательной сферы, то на комиссию (ПМПК) надеяться не надо. Лучше проверить все познавательные процессы еще раз - двойки же откуда то брались. Когда все будет понятно, что сохранно, что нет, тогда можно говорить о конкретных формах работы.

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга, добрый день!
    Существуют различные ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ. Привожу в пример одну из них.Таблица не полная из-за объема.
    Насколько вы с ней согласны? Какие диагностические блоки вы обычно используете и в каких случаях?
    Феноменология
    трудностей Возможные психологические
    причины Психодиагностические
    методики
    1. В письменных
    работах пропускает
    буквы 1. Низкий уровень развития
    фонематического слуха 1. Тест различения и выбора
    фонем
    2. Слабая концентрация внимания 2. Методика Пьерона —
    Рузера
    3. Несформированность приемов
    самоконтроля 3. Методика "Узор"
    4. Индивидуально-типологические
    особенности личности 4. Методика Рене Жиля

    2. Неразвитость орфографической зоркости

    1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика " Графический диктант"
    2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) 2. Методика "Узор"
    3. Низкий уровень объема и распределения внимания 3. Методика изучения объема и распределения внимания
    4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 4. Методика "Оперативная память"
    5. Слабое развитие фонематического слуха 5. Тест
    различения и выбора фонем
    6. Другие психологические причины

    3. Невнимателен и рассеян
    ,



    1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика "Графический диктант"
    2. Низкий уровень объема внимания 2. Методика изучения объема внимания Корректурная проба
    3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания Пьерона — Рузера
    4. Преобладающая мотивация учения — игровая 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
    5. Другие психологические причины

    4. Испытывает труд¬ности при решении математических задач (14,8%)




    1. Низкий уровень развития общего интеллекта 1. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
    2. Слабое понимание грамматических конструкций 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия
    3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков 3. Методика "Рисование по точкам"
    4. Низкий уровень развития образного мышления 4. Методика "Лабиринт"

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! Я так понимаю, что вы коллега - психолог. Тогда было бы лучше представиться и написать кратко о вашем опыте работы ( с чем конкретно имеете дело). Мне так было бы легче отвечать.
    Просто ваш вопрос очень объемный и вы не написали проблему и возраст обследуемого. И кроме того, есть много нюансов, которые трудно осветить подробно.
    Но если вкратце, то следует исходить из запроса родителей. Ясно, что они тоже могут неправильно определять проблему, но тем не менее есть отчего отталкиваться, чтобы не делать лишней работы.
    Я обычно пользуюсь тестом Тулуза-Пьерона (или любой подобный вариант корректурной пробы). Также графический диктант, при этом вариант по словесной инструкции и по графической. Кроме того, тест на срисовывание достаточно сложных фигур (по клеткам) - такие задания есть в различных развивающих методиках. По Векслеру чаще беру кубики Косса, также словарный субтест и обобщение (№4 детского варианта). (Вообще,если есть возможность - сделайте всего Векслера, всегда полезно). Если ребенок мало говорящий, можно предложить тест Равена или различные логические задачи в картинках. Обязательно предлагаю найти какую нибудь вещь в кабинете по устной инструкции и по рисунку (схеме)- (сложность задания зависит от возраста). Хорошо показывает и проблемы с моторикой и эмоционально-личностные проблемы проективные рисуночные тесты (дом-дерево-человек).
    Если есть проблемы с русским, то в дополнение к этому - прошу показать рабочую тетрадь. Как правило, по характеру ошибок примерно видно проблемы и какого они рода (замены свистящих, замены глухих на звонкие и наоборот, также путаница похожих по написанию букв). Также внимание на размер букв, удерживание в линии высоты, заходы (частые) за поля , неровный наклон или частые обведения, зачеркивания тоже может быть симптомом проблем зрительно-моторной координации, сниженным контролем, дисграфии. Понятно, что если вообще только обрывки слов и слишком сильные нарушения в написании, то это точно к логопеду - нарушен звуковой анализ, снижение фонематического слуха и др.
    Но в принципе, наверно, можно воспользоваться теми тестами на орфографические проблемы, которые вы перечислили - просто я их не знаю и не могу сказать что-то конкретное.
    Если у вас мало опыта работы с такими проблемами, то мой совет - пробуйте все! Набьете руку и глаз,сопоставите данные тестов с проявлениями школьных проблем, получите опыт и в дальнейшем выработаете свой набор методик.
    Но вообще самое продуктивное, мне кажется - это диагностика в режиме реальных учебных действий ( в дополнение к тестовым методикам). Попросите ребенка что-либо написать, решить пример, задачу, посмотрите, как он реагирует в малой группе на ваши инструкции и вам станет понятно, чего ему не хватает, в чем его основная проблема.
    Удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за исчерпывающий ответ!
      ))) Я не представилась, потому что мы с вами знакомы. Я немного говорила об этом 3 февраля. Направление действий мне стало понятно. Осталось только наладить взаимодействие с логопедом.
      Ещё раз СПАСИБО!

      Удалить