вторник, 2 апреля 2013 г.

Тренинги в организации: всегда ли они нужны?


      Сразу скажу, что к тренингам я имею косвенное отношение – некоторые проводила сама, но в основном моя работа идет больше в русле консультирования и психотерапии. Так что и взгляд под этим углом.


      Так как жизнь человека тесно связана с работой, то довольно большая часть проблем, которые встречаются в ситуации консультирования, связаны с производственной тематикой.  И часто люди, посещая психолога по личным проблемам, начинают обсуждать и рабочие тоже и спрашивать, как им быть в той или иной ситуацией. Ну и рассказывают о различных психологических изысках, которые у них в «тренде». Главный изыск – это тренинги, на втором месте – изыски отдела кадров и подбор кадров по собственным методикам (часто одному богу известно, кто их выдумывал и по какому принципу).
     И если говорить о тренингах, то практически никто мне не сказала, что они как то изменили ситуацию – ну пусть не радикально изменили, но хотя бы  прояснили, нашлись бы новые способы и т.д. Или обстановка в коллективе стала более рабочей. Как правило, тренинги описываются  или как блажь руководства (типа «завод без работы стоит, брака полно, а персонал на тренингах сплочения зависает на морях»). Или как что то заморское небывалое (вспоминается сразу бессмертное «икра заморская, баклажанная»), очень необычное, интересное… Но мало применимое в конкретной ситуации (да и зачем романтику с рутиной мешать. Или жопу с пальцем путать)  Тренинг – это тренинг! И все!.
      При этом те ситуации, которые описывались клиентами, хорошо решались в рамках обычного консультирования – иногда за один сеанс. И не потому, что я такая гениальная, а просто фокусная работа с конкретной ситуацией всегда окажется эффективнее, чем общетематические тренинги. Потому что:
1) Нормальные люди раскрываться, говорить то, что реально думают,  в рабочем коллективе, да еще при начальстве не будут -  а потому и работа на тренинге во-многом имитируется и саботируется.
2) Еще одна проблема была связана с тем, что тренинги не были связаны  истинной проблемой организации. Поясню: в коллективе жалоба на то, что люди не могут руководить, принимать решения, брать на себя ответственность там, где надо быстро и гибко реагировать. Исходя из этого, начальник жалуется, что лидерские качества развиты только у него, всех остальных «подпинывать» надо. И ясное дело, в тренинговом агентстве ему  предлагают тренинг развития лидерских качеств. Тренинг очень понравился, все было «Ах!», узнали много нового. Но как-то работа  сильно не изменилась.
    Так как историю эту я слышала из уст самого начальника (а человек действительно в хроническом стрессе из-за огромного объема работы), то стала разбираться, как  же все происходит. Так как человека этого уже немного знала, то предположила, что он сам плохо выдерживает людей с лидерскими наклонностями – сам очень ответственный, методичный, и боится, что другие «активисты» все разрушат. Ну и как всегда боится недооцененности своего труда, ему кажется, что его, такого «неэффектного» и "негромкого" не увидят. В общем разбирались с его восприятием себя и страхом конкуренции. Зато, когда он смог с этим разобраться, проблема с лидерством в коллективе как то растворилась – видимо дал  (неосознанно) отмашку на проявление  самостоятельности и коллектив тут же ответил (неосознанно, но О-очень радостно) «Есть!». И тогда истинная проблема – не в отсутствии навыков лидерства, а в скрытых тенденциях, со стороны руководства. И смысла в таких тренингах там не будет НИКОГДА!. А если толк будет, то это приведет к конфликту, вплоть до увольнений людей. Потому что здесь будет двойное послание: "Вы должны быть лидерами, но я вас такими не приму и "лидерствовать" не позволю!".
    Другой пример – про сплочение, (не к ночи будь он сказано – потому что им больше всех мозги выносят). Первый вопрос, который возникает: а для чего такое сплочение нужно,  и что оно реально даст и людям и производству. Второй вопрос, что значит несплоченность – люди незнакомы и боятся подойти, обсудить что-то? Или проблема с координацией действий отдельных людей или служб? Или еще что-то, например, негативные явления в виде сплетен, подстав, саботажа? Так это совершенно разные темы, требующие разных подходов работы. И там еще может быть много других скрытых тем под видом «несплочения». И в каждом из этих случаев работа совершенно разная.
      И на 90% она решается не тренингами, а фокусной работой с теми ЛЮДЬМИ, которые эти явления СКРЫТО ЗАПУСКАЮТ И ПОДДЕРЖИВАЮТ.
   Иногда хочется смеяться и плакать одновременно, слушая рассказ о  некоторых психологических изысках. Еще пример. Людям не платят зарплату, стиль общения начальства с подчиненными – «директивно посылающий»,  люди, понятно начинают увольняться. Вызывают психолога и начинают говорить, что в коллективе не развита лояльность фирме и нет сплочения. И психолог со всем пылом начинает рисовать с людьми плакаты типа «Мы круче всех», «Завод, мы тебя любим!», обклеивает ими проходную. Ну и устраивает «сплочение» -  кто такие тренинги вел, знает, о чем я говорю – в игровой форме попрыгали, повернулись все в одну сторону, поулыбались…И тд.  И это с людьми, которые не получают  месяцами зарплату, занимают деньги, чтобы еду купить, и собираются увольняться!!!
     Ну почему по-человечески не прийти и поговорить – действительно трудная ситуация – поддержите! Объясните меры, дайте людям перспективу РЕАЛЬНОГО будущего фирмы и что для этого делается – и что люди могут еще сделать, подсказать! Устройте мозговой штурм, в конце концов. Если уж сплочение, так дайте людям проявить себя – организуйте возможность высказать все идеи, предложения. Или хоть поблагодарите тех, кто с пониманием относится к ситуации. Нет… Это же не тренинги, примитивно слишком, никакой романтики и этого… «сплочения».                    
      Грустно, что элементарно человеческие и разумные подходы и вменяемость не котируются. Вспоминается Мольер и его драма «Мещанин во дворянстве». Когда мещанин (неграмотный, не шибко умный, но с деньгами) вдруг узнал умное слово «проза» и  от восторга от этого стал иметь своей «умностью» всех вокруг, презирая слишком «простые» вещи. По-моему, похожие ситуации происходят и во многих фирмах…

Комментариев нет:

Отправить комментарий