среда, 11 июля 2012 г.

О неграмотности (проблемы с русским языком)

Вообще с неграмотностью к психологу, как правило, не ходят. По крайней мере, на моей памяти это было очень редко. Вообще неграмотность, проблемы с русским языком, с письменной речью воспринимаются родителями как нечто фатальное - и неизменное.

Здесь хочется сказать следующее - у здорового ребенка без особенностей речевых и познавательных процессов не может быть особых проблем ни с русским языком, ни с математикой - по крайней мере, в начальной школе. Если ребенок делает какие-то странные ошибки в письме, необходимо сразу проверить на наличие логопедических (и других) проблем.

Что это такое.

Считается, что логопед занимается только звукопроизношением, а письменная речь (чтение, письмо) это уже не в его компетенции. Но на деле огромная часть проблем именно с письменной речью. И здесь возможны следующие нарушения. Дисграфия – расстройство письма. Проявляется в следующем – замена букв в словах, не всегда объяснимая, путаются элементы букв, часто путается направление элементов букв (обратное Я, Е, Э и др). Иногда за неграмотностью скрывается банальное неразличение звуков. Нам кажется это странным, но очень многие дети не различают звонкие и глухие звуки, твердые и мягкие. Иногда ребенок не видит окончаний фраз (не чувствует, где надо ставить точку); иногда не видит окончаний слов (может путать род, падеж, иногда вообще не чувствует слова как отдельной единицы – пишет два слова вместе), возможны и другие варианты – это все нарушения речи! Грубо говоря, ребенок не слышит окончания, не чувствует падежей, не различает многие звуки и буквы.

Вообще, когда ребенок делает ошибок больше положенного и когда эти ошибки трудно объяснимые – скорее всего, у него есть проблемы с восприятием письменной речи и это в компетенции логопеда. Я (психолог) касаюсь этой темы потому, что вначале с проблемами обучения приходится сталкиваться именно психологу, а после приходится направлять к другим специалистам. Как правило, родителям и педагогам невдомек, что у ребенка имеется какая-то патология. Часто нарушения чтения и письма - это что-то якобы экзотичное. Как, например, у Тома Круза – дислексия (расстройство чтения). В интервью он говорил, что всю школу ему читала мать, учился он больше на слух. Но это Том Круз и где-то там, далеко. А у нас такого не может быть.

Но вообще расстройство письменной речи (чтения, письма) навыка чтения – довольно частая штука и протекает более банально и скрыто. Выглядит просто как «трудно дается русский». Часто дисграфию и дислексию провоцируют сами родители и учителя, когда форсируют скорость чтения или учат по неподходящим конкретному ребенку методике. В одном из классов начальной школы (у очень уважаемого учителя) мы обнаружили, что дислексию имеют четверть детей! Дети читали бегло и четко, но понимание текста было очень плохое. Педагог это не замечала. После такие дети идут в старшие классы, где надо читать сложные тексты, и здесь они резко снижает успеваемость (а что они могут понять в тексте?). Часто это выглядит как невнимательность. И для многих родителей, жалующихся на непонимание ребенком уроков, невнимание ребенка, на его низкие умственные способности, бывает открытием, что он просто плохо читает. Дети же, как правило, не могут сказать, что с ними.

После ставится штамп тупого (ну не дается ему учеба, что делать!). Некоторые родители просто так не сдаются – нанимают репетиторов . В этой варианте ситуация принимает анекдотические формы – ребенок идеально знает все правила, разберет предложение до запятой, блестяще сделает тесты – и… напишет предложение «Мама мыла раму» в виде одного слова (ну иногда в виде двух – когда слово «мыла »делится на две части и добавляется к первому и третьему словам)... Ребенок в 9 - 10 – 11 классе… Комментарии излишни. При этом я не помню случая, чтобы даже в таком крайнем случае педагоги- русисты направляли ребенка к логопеду или психологу. Потому что сами об этих нарушениях не знают, а в пед.вузах учат почему-то так, будто в школу приходят только совершенно одинаковые дети – как карандаши, без всяких особенностей.

Опасность в том, что многие нарушения речи невидимы и неслышимы, так как ребенок вроде чисто говорит, на бытовые темы болтает. У меня был случай, когда привели на прием ребенка якобы с олигофренией (так сказали в школе и отправили во вспомогательную школу).

Когда провели все диагностические методики, то оказалось, что интеллект гораздо выше среднего – 130 баллов. И при этом явное недоразвитие речи – бедность словаря, затруднения в построении фразы, сложное предложение уже не понимает. Читает вроде бегло – пересказать не может. С трудом мог понимать нахождение предмета в пространстве по устной инструкции (фраза типа «карандаш лежит под книгой и около ручки»). Так как все обучение в школе построено на речи учителя и его устной инструкции, ясно, что в классе он был как инопланетянин. Спрашиваю – к логопеду кто-нибудь направлял? Говорят, нет, никто, комиссию до школы проходили – сказали, речь чистая, почти все звуки в норме. В общем, чем разбираться, проще сразу поставить ЗПР (задержка психического развития) или вообще олигофрению. Если ребенок окажется Томом Крузом – он сможет после описать с юмором свои диагнозы и мучения. Но вероятнее всего, окажется в числе неуcпешных с клеймом «тупого» и с неясной перспективой в будущем.

Мораль сего текста такова – чем спотыкаться в учебе, тем более в старших классах – лучше пройти хорошее комплексно обследование еще до школы – еще в 5-6лет. Перед поступление в школу можно еще раз подстраховаться – обсудить со специалистом все возможные проблемы (а заодно узнать и что-нибудь новое о своем ребенке).

И если проблемы в школе уже есть – не затягивайте, сходите к психологу, логопеду, неврологу, отнеситесь к Вашим детям с вниманием!

4 комментария:

  1. Здравствуйте Ольга!
    Как Вам кажется где границы педагогов-специалистов (психолога, логопеда, дефектолога)? Я по роду своей работы очень часто сталкиваюсь с родителями чьи дети имеют особенности развития (проблемы со зрением, слухом,подозрение на олигофрению), так вот иногда родители встретят какого-нибудь педагога, который их обнадёжит, что всё будет хорошо "стоит лишь по-больше позаниматься и ваш ребёнок пойдёт в массовую школу без проблем!" Но есть же особенности над которыми не властен педагог? А ребёнок с особенностями, после увещеваний "всесильного" педагога, в классах где всё расчитано на средне-статистического ученика с нормальными слухом, зрением, интеллектом, чувствует себя изгоем. И я говорю в большей степени не о психологической проблеме детских коллективов, а о том нужны ли специальные коррекционные учебные заведения и стоит ли их "бояться" родителям?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Наталия! Вопрос, который Вы подняли, действительно актуальный. Если ребенок плохо учится, в любом случае он должен пройти комплексное обследование у специалистов - это и логопед , и дефектолог, психолог и врачи невролог и психиатр. Если каких то особенностей у него не выявляется, то тогда, конечно, надо просто больше заниматься с педагогом репетитором. Но на практике оказывается, что почти все плохо успевающие дети что то да имеют в анамнезе. И потому лучше, если сначала будут заниматься узкие специалисты, которые восстановят "западающие" функции, а после или параллельно можно подключать репетиторов.
    Но если проблемы серьезные - сильно недоразвитие речи,мышления, практически отсутствует слух или зрение, то здесь однозначно - специализированные школы. Обучение таких детей в массовых школах - исключение. И если так случается, то необходимо обсудить с педагогами особенности ребенка, наладить отношения с детьми и многое другое. И в любом случае ребенок будет напрягаться, чувствовать себя некомфортно из-за того, что способ подачи информации будет несоответствовать его возможностям.
    Но вообще выбор школы, это всегда задача со многими неизвестными. Необходимо выяснять, почему родители не хотят специализированных школ. Одно дело, если они выяснили, что в данной школе очень низкий уровень преподавания или вообще плохая организация быта, плохие условия - здесь можно думать, как быть. Или школа находится далеко, иногда в другом городе. И совсем другой вариант, если родители переоценивают возможности ребенка, стараются не "замечать" его диагноз. Особенно печально, когда родители не принимают своего ребенка с его ограничениями и пытаются заставить его "быть как все", "не позориться". Это огромная нагрузка на психику ребенка и его возможности. Как правило, это заканчивается неврозом, сломом личности и отказом учиться вообще.
    Вообще работа с такими детьми и их родителями - всегда комплексная - это и организация соответствующего обучения и организация среды (и социальной и физической). И как правило, здесь важно устранить перекосы в воспитании - потому что одни мамы как бы не замечают проблем, а другие слишком преувеличивают, живут в состоянии трагедии,и прощают "больному" "несчастному" ребенку все.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте! А к кому идти в случае проблем по русскому (5 класс)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Если у нас, то можете начать с психолога, он определит, к кому еще надо. А вообще список специалистов по этой проблеме - психолог, логопед, дефектолог, возможно, невролог.

      Удалить