четверг, 10 января 2013 г.

Опять о школе - математика - сплошной кошмар!


    Опять о школе. Запрос частый – не справляется с математикой, реже физикой, химией. То есть там, где формулы и логическое мышление. Ну, иногда понятно, просто не учат, запустили и в итоге – бросают учить совсем – все равно  ведь непонятно. Здесь, конечно, поможет нормальный репетитор. Но чаще всего есть чисто психологические предпосылки, которые репетитор не исправит и даже не увидит.
    Попробуем разобраться, что стоит за трудностями математике и др.
1.       Как не удивительно звучит, в трудностях математики могут быть  «виноваты»  проблемы с пониманием речи. Довольно часто приходится при трудностях в математике отправлять к логопеду (примерно в одной трети случаев).  А именно – ребенку трудно перевести  речевую инструкцию в схему или образ. Например, читает ребенок фразу «каждая сторона треугольника меньше суммы двух других его сторон». И если просишь его показать на треугольнике движениями, о чем говорится в определении – ребенок в ступоре. То есть у него текст отдельно, а образ и действие с ним – отдельно. И по ходу рассказа педагога он не успевает представлять, о чем идет речь. Для более маленьких пример – любая задача типа «У Васи было столько…, у Пети в два раза меньше…, сколько было у обоих…». Попросите не решать эту задачу, а нарисовать ее или показать на фишках. Если ребенку трудно, то скорее всего это опять проблемы перевода речи в в образную форму. Говоря  научно, есть проблемы взаимодействия полушарий и интеграции разных форм переработки информации.
2.        2    Следующая проблема – плохая дифференциация элементов пространства.  Или соотношение частей и целого . Это довольно сложно звучит, но смысл в том, что ребенок должен хорошо понимать, как устроена любая фигура, из каких частей может состоять образ. Проверить эту функцию можно, предложив дошкольнику или младшему школьнику сложить геометрическую фигуру из других фигур. Взять два одинаковых фигуры, одну из них разрезать на несколько частей и  предложить их сложить, чтобы получилась неразрезанная фигура - образец. В более сложном варианте для старших детей  можно взять более трудную фигуру или  проделать похожую процедуру  в уме. Или с текстом – разбить его на части и предложить сложить в осмысленный текст.
3.          Нарушение или неразвитость логического мышления. Вообще часто логического мышления вообще нет (а кто бы им в школе занимался?). И даже простые мыслительные операции не сформированы. Простые операции - это сравнение, анализ, обобщение, выделение главных (существенных) признаков и второстепенных. Как правило, если заниматься именно мышлением, то все школьное обучение облегчается и ребенок чувствует себя комфортней – быстрее делает домашние задания,  понимает учителя, меньше становится страхов по поводу контрольных. При этом эффект сохраняется и в старших классах – если, конечно, не сильно запускать предметы.
4.     4  Проблемы внимания. Так как все точные науки построены на связи понятий, формулировок, необходимо усилие, чтобы их удерживать в голове и связывать одно с другим. Если внимание неустойчиво и нет навыка такого связывания – все оказывается хаотично и путанно. Информация в голове ребенка  похожа на компьютерный файл, пораженный вирусом – когда одни части информации склеиваются с другими  в случайном порядке. С вниманием надо разбираться отдельно, так как здесь может быть неврологические проблемы, может быть проблемы с эмоциональным состоянием, а может быть просто не сформирован навык удерживания информации.
   Кто виноват (точнее, что виновато), мы описали, теперь что делать…  Здесь подход стандартный – хорошая диагностика причин затруднений. А после специальные занятия по коррекции.  Необходимо сказать, что в нашем городе практически никто не занимается  этой проблемой в комплексном ключе. В лучшем случае это может быть грамотный дефектолог, логопед, (и они тоже в дефиците), но они видят лишь свою часть проблемы. В нашем центре мы работаем с проблемами обучаемости комплексно, то есть видим ситуацию со всех сторон и можем обеспечить полноценную коррекционную работу. У нас есть групповые занятия, где в маленьких группах (3-5 человек) дети быстро обучаются недостающим навыкам и после  успеваемость повышается без особых усилий.
     Особенно  я бы выделила необходимость развивать логическое мышление. Это тот случай, когда занятия полезны всем и двоечникам и пятерочникам – потому что здесь вложения будут окупаться и через много лет – в старших классах, да и  в последующем «взрослом» образовании. Кроме того, здесь подходит поговорка «кашу маслом не испортишь» - даже те дети,  у кого мышление развито хорошо, при дополнительных занятиях получают хорошую фору  перед другими детьми, могут самореализоваться в различных дисциплинах. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий