среда, 10 октября 2012 г.

Консультация логопеда

Один из самых волнующих вопросов для родителей - развитие речи у ребенка. Считается , что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка, это верно лишь отчасти: при задержки речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения. У большинства детей на втором году жизни происходит настоящий «взрыв» развития речи.

В течение первых двух лет жизни ребенок как бы созерцает мир и накапливает информацию. К двум годам он уже готов более активно участвовать в окружающей жизни. К этому времени клетки мозга и речевой аппарат уже в достаточной мере развиты, чтобы ребенок начал выражать себя с помощью слов. Но в последнее время все чаще бывает так, что развитие речи у ребенка запаздывает. Наиболее распространенные причины:

  1. Нарушения в работе мимических мышц и мышц языка, слабый ротовой выдох. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет пищу изо рта во время еды, были проблемы с грудным вскармливанием, дышит ртом, говорит мало и невнятно или у него повышенное слюноотделение - это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ.Необходима консультация логопеда, который назначит специальный комплекс упражнений для укрепления мышц речевого аппарата. Так же можно рекомендовать неспецифическое развитие речевых мышц: жевать твердую пищу, полоскать рот, как можно раньше начать чистить зубки, лизать эскимо, варенье или сметану с блюдца (для расслабления мышц языка), дуть и свистеть, сдувать одуванчики и мыльные пузыри, пить сок через соломинку…

  2. Следующая причина - проблемы со слухом. Даже незначительное снижение слуха может тормозить развитие речи ребенка, что в свою очередь замедляет умственное развитие ребенка, формирование навыков общения.

  3. Возможно что слух у вашего ребенка в норме, а малыш путает сходные звуки, заменяет одни звуки другими, звонкие звуки произносит как глухие - причина в нарушении фонематического восприятия (фонематическое восприятие - способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки). Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «нулевыми».

Когда нужно начинать беспокоиться?

  • Если в 2 года ребенок имеет в запасе менее 20 слов. Произносит слова так невнятно, что вы с трудом понимаете его; не играет и не взаимодействует с другими детьми; не понимает или не может ответить на простые вопросы; не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.

  • Если в 3-3.5 года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения: он не повторяет за вами слова; вы с трудом понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и Р, Лявляется нормой).

  • Если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме около 2000 слов) не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствует связная речь, ошибки в предложениях).

  • если в 5-6 лет  все еще есть проблемы со звукопроизношением, ребенок не способен описать словами сюжет на картине; допускает грубые ошибки в сложных предложениях).

Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама, к сожалению это не всегда так. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий